6 ноября 2012

Попадут ли банкоматы в будущее?

Уже более года в различных кругах то и дело активно обсуждаются меры стимулирования безналичного оборота. Если предположить, что с их помощью в течение нескольких лет удастся сократить в стране долю наличных денег в общей денежной массе до минимума, то встает вопрос о будущем банкоматов, которых в России насчитывается более 260 тыс. штук.

Впрочем, будущее их эксперты видят вполне себе светлым. Потому как полный отказ от наличности в обозримом будущем уж точно не наступит. «Приведу примеры из мировой практики. Безналичных денег мало везде, кроме дисциплинированных скандинавских стран. В Англии 50% платежей – наличные, 70% платежей в Голландии происходит бумажными деньгами. В странах БРИКС от 89 до 99% платежей сегодня – наличные. Более того, существует экспертное мнение, что к 2020 г. объем таких платежей в мире не только не снизится, но вырастет на 9%», – рассказывает директор развития бизнеса процессинговой компании «МультиКарта» Павел Тулубьев.

При этом, по его мнению, эти показатели не зависят от инфраструктуры приема карт: в хорошо оборудованной POS-терминалами Москве доля наличных платежей так же высока, как и в регионах. Здесь уместно будет добавить, что в прошлом году результаты регулярного исследования «Российский Индекс Целевых Групп», проводимого компанией Synovate Comcon, показали, что 91% россиян, имеющих банковские карты, используют их для снятия наличных.

С учетом всего этого, сомневаться в нужности АТМ даже в будущем нет причины. По словам господина Тулубьева, банкоматы сегодня отлично выполняют свою функцию – количество ежедневных операций в банкоматных сетях крупных банков находится в районе 1 000 000, что сильно превышает «проходимость» других каналов.

«Уже сейчас банкомат из машины, предназначенной исключительно для выдачи наличности, трансформирован в многофункциональное устройство дистанционного обслуживания, позволяющее не только получать наличные, но и совершать иные банковские операции: платежи за мобильную связь, коммунальные услуги, интернет и другие сервисы, открывать вклады, подписываться на доступ в интернет-банк и многое другое. На банкоматах представлены маркетинговые предложения и информационные сообщения для клиентов», – присоединяется к коллеге директор департамента платежных карт Промсвязьбанка Валентина Кузьмина.

А то ли еще будет. Если уже, например, J.P. Morgan Chase и Bank of America протестировали новые банкоматы с возможностью двусторонней видеосвязи с сотрудником кредитной организации, которые позволяют совершать операции при помощи специалиста банка в то время, когда отделения уже не работают.

«Также я бы обратил внимание на примеры использования банкоматов без пластиковых карт. Например, Royal Bank of Scotland (RBS) предоставляет своим клиентам в случае утери карты снять до 100 английских фунтов с помощью мобильного приложения. Мы не отстаем от европейских коллег и в 2012 году для Лето-Банка (Группа ВТБ) реализовали уникальную технологию выдачи кредита наличными в банкомате с помощью бар-кода», – делится директор развития бизнеса процессинговой компании «МультиКарта».

Процесс выдачи кредита через АТМ выглядит следующим образом: когда заявка одобрена и все документы оформлены, вместо того, чтобы отправить клиента в кассу, операционист выдает ему бар-код на бумажном носителе, с которым заемщик проходит к банкомату, находящемуся в том же отделении. Чтобы аппарат выдал деньги, клиенту необходимо поднести бар-код к специальному устройству банкомата и ввести пин-код, который заемщик получает на телефон в виде смс-сообщения после подписания кредитного договора.

«Не зря же АТМ расшифровывается как automated teller machine (автоматизированный кассовый механизм – прим.ред.), эти устройства действительно должны в будущем забрать на себя большую часть таких операций, оставив в кассе только те, которые требуют участия сотрудника банка (прием ветхих купюр, работа с редкими валютами, выдача/прием крупных сумм и прочее)», – рассуждает Павел Тулубьев.

По его мнению, также новшества ожидаются в сфере идентификации пользователя, использования новых биометрических технологий. Напомним, что в Японии уже функционируют банкоматы, пользователям которых для получения доступа к счету и проведению операций достаточно ввести дату своего рождения и приложить ладонь к устройству. Примечательно, что согласно результатам мини-опроса, проведенного Сравни.ру среди 10 держателей банковских карт, большинство связывают будущее банкоматов именно с биометрическими технологиями.

«Одно из направлений – развитие интерактивного взаимодействия с клиентом, продажи через дистанционные каналы», – считает Валентина Кузьмина. В СКБ-Банке прогнозируют, что в будущем банкоматы, скорее всего, будут использоваться для установления дистанционной связи с банком: подачи заявлений, управления своими счетами, получения справок и т.п. А один из участников мини-опроса видит банкомат будущего в виде универсального терминала, предоставляющего широкий спектр услуг не только финансовых, но и множество сопутствующих, таких как бронирование билетов, оплата покупок в интернет-магазинах и т.д.

Отметим, что по мнению экспертов, со временем меняться будет не только функционал АТМ, но и их внешний вид. Так, по словам Тулубьева, как и во многих других областях промышленного дизайна, здесь форма отражает наиболее эргономичное решение, соответствующее наполнению и функциям устройства, и с изменением этих параметров будет совершенствоваться и внешний вид. При этом в случае принципиальных перемен банкомат может принять принципиально другую форму и, например, уменьшиться в размерах.

«Но вариации дизайна встречаются и сейчас – один из производителей банкоматов сделал свой продукт закругленным, похожим на устройства Apple, – напоминает специалист. – Банкоматы становятся удобней, не так давно появились сенсорные экраны». Конечно, о повсеместном внедрении современных моделей говорить еще очень рано – процедура замены существующего парка АТМ для банка весьма дорогостоящая. Однако само их появление говорит о том, что в определенном смысле будущее банкоматов наступает уже сегодня.