1 марта 2016

РИА Новости. Свириденко: Банки все чаще отдают процессинг на аутсорсинг

О последних тенденциях на рынке процессинговых услуг в интервью РИА Новости рассказывает генеральный директор процессинговой компании "МультиКарта" (дочерняя компания банка ВТБ) Кирилл Свириденко.

— Что сегодня происходит на рынке процессинговых услуг? Отразились ли на нем изменения внешней экономической среды?

— Нестабильность на рынке заставляет бизнес пересматривать стратегии, менять подходы, работать над повышением эффективности процессов, все больше задумываться о минимизации издержек. И процессинговый рынок — не исключение. Наблюдается четкая тенденция — банки и компании стремятся избавляться от несвойственных непосредственно их бизнесу процессов и отдавать их на аутсорсинг. Это вполне объяснимо, ведь, к примеру, содержание собственного процессингового центра — довольно дорогостоящий проект, который требует постоянных инвестиций. Если посмотреть на структуру затрат на процессинг "in-house", то "железо" и программное обеспечение — это всего лишь 30% издержек. Остальные 70% — это так называемые сопутствующие, текущие расходы: на развитие сервисов и технологий, прохождение аттестаций, обеспечение требований безопасности, в том числе в части сохранности персональных данных, заработную плату, повышение квалификации персонала и так далее. Именно поэтому банки всё чаще предпочитают отдавать процессинг на аутсорсинг. К примеру, наша компания на сегодняшний день является процессинговым центром для более 50 банков, в том числе группы ВТБ в России и в СНГ.

— Бывают ли ситуации, когда передавать услуги процессинга на полный или частичный аутсорсинг нецелесообразно?

— Любой проект, в том числе по созданию процессинга, всегда нужно тщательно просчитывать. Возможно, в каких-то случаях процессинг "in-house" окажется в финансовом плане для компании интереснее, чем аутсорсинг. Но нужно понимать, что одних математических вычислений мало — необходимо также внимательно проанализировать все возможные риски: будет ли собственный процессинг отвечать всем требованиям компании, сможет ли обеспечить высокий уровень сервиса для клиентов, сможет ли постоянно развиваться и, самое главное, круглосуточно бесперебойно работать? Ведь цена ошибки в финансовом секторе слишком высока — всего один технологический сбой может очень дорого обойтись банку.

На рынке есть пример того, как один из банков, нарастив хорошие объемы, решил перейти на собственный процессинг. В итоге, через какое-то время он отказался от этой идеи и вернулся на обслуживание в свою процессинговую компанию. Это является подтверждением того, что процессинг "in-house" — сложный, капиталоемкий проект.

Хотелось бы подчеркнуть, что, конечно же, выбор есть всегда, и он всегда остается за клиентом. Это как со стрижкой: можно научиться и подстричься самому, а можно обратиться к профессионалу. Все зависит от того, какие задачи банк перед собой ставит, и какого результата хочет достичь. Считаю, что каждый все-таки должен заниматься своим делом.

— Многих беспокоит вопрос сохранения персональных данных при передаче процессинга на аутсорсинг…

— Вопрос сохранения персональных данных, как и любой другой процесс, никак не связан с тем, занимаются ли им внутри компании или на аутсорсинге.

Думаю, со мной многие согласятся, что процессинг "in-house" не является гарантией сохранности персональных данных. Все зависит от того, как выстроен бизнес-процесс и, кто им управляет. При аутсорсинге процесс находится под управлением профессионального участника рынка.

— Каковы сегодня тенденции на самом рынке процессинга? Идет ли здесь активная "чистка" как, например, на банковском рынке?

— Стресс в экономике способствует повышению конкуренции на финансовом рынке, банки постоянно работают над повышением качества услуг для клиентов. Поэтому и требования к процессинговым компаниям с каждым днем становятся все больше и жестче. Это, в свою очередь, заставляет процессинги также держать себя в тонусе: постоянно анализировать рынок, выявлять тенденции и уже сегодня работать над "завтрашними" потребностями банков.

Что касается "чистки" на процессинговом рынке, то здесь она не так ярко выражена, как, к примеру, на банковском рынке — на процессинговом рынке абсолютно другая специфика. И все же среди процессинговых компаний, также как и среди игроков в других отраслях, есть как сильные, так и более слабые участники. Но бизнес всегда тянется к сильным партнерам, а в нестабильные времена особенно — это закон.

— Что, по Вашему мнению, ждет платежный рынок в этом году и в ближайшие несколько лет?

— Поскольку оплата наличными — это вчерашний день, а платежи с мобильного телефона, планшетов и прочих гаджетов с каждым годом все больше интегрируются в нашу жизнь, развитие мобильных платежных сервисов, пожалуй, будет оставаться самой главной тенденцией. Также в сфере интересов процессингового рынка будет развитие бесконтактных платежей. В России уже есть примеры успешно реализованных проектов в этой области, например, установка турникетов для приема карт MasterCard PayPass/Visa PayWave в московском метрополитене. В его реализации участвовали, в том числе, компании группы ВТБ.

Еще одним перспективным направлением являются технология e-invoicing, которая представляет собой проведение онлайн-оплаты за товары и услуги через выставленные покупателю электронные счета, размещенные по специальной ссылке в Интернете. В настоящее время мы прорабатываем эту технологию с нашими партнерами.

Реализация сервиса "видеобанкинг" — также важный, необходимый шаг не только для банков и их клиентов, но и в целом для развития отечественного банковского рынка. Он позволит российским банкам значительно увеличить доступность услуг для клиентов, повысить уровень их обслуживания, а также сократить расходы на содержание банковских отделений и увеличить доходность от кросс-продаж.

— А как обстоят дела с киберрисками?

— На сегодняшний день одним из самых подверженных кибератакам продуктов являются банковские карты. К наиболее распространенным угрозам можно отнести попытки злоумышленников обманным путем получить карточные данные у держателей карт — фишинг и скиминг, а также атаки на инфраструктуру, которая обрабатывает данные платежных карт.

Несмотря на то, что существует большое количество разных видов атак, современные банковские платежные технологии надежны, а большая часть мошенничеств происходит по причине несоблюдения правил безопасности самими держателями карт — передача PIN-кода, CVV и прочих данных третьим лицам, осуществление интернет-платежей через непроверенные платежные сайты и так далее.

— На каких направлениях работы сосредоточится ваша компания в текущем году?

— Мы продолжим активно работать над развитием технологий, обслуживанием он-лайн платежей, развитием карточных продуктов. Также будем участвовать как в крупных проектах отдельных финансовых структур, среди которых интеграция Банка Москвы в состав банка ВТБ, создание Почта-Банка и др., так и в глобальных проектах, таких как развитие национальной платежной системы.

По материалам РИА Новости.